Каким был первый Saab: интересное из истории его создания

08.04.2023 19:14

В самом начале своего существования компания специализировалась на самолетостроении. Королевские ВВС Швеции постоянно запрашивают у компании новые самолеты для защиты нейтралитета конституционной монархии.

alt

Завод Svenska Aeroplan Aktiebolaget (Saab, «шведское акционерное общество») был основан в 1937 году и первоначально занимался производством самолетов по иностранным лицензиям, но с начала 40-х годов переключился на собственные разработки. В основном для армии.

Во время Второй мировой войны швеция была формально нейтральной и предоставляла убежище преследуемым евреям, а немецкие колонны беспрепятственно проходили по ее территории в направлении Норвегии. И лишь позже страна перешла в стан союзников.

Выбор был сделан В 1944 году на севере воцарился настоящий мир и руководство Saab поняло, что необходимо диверсифицировать свои возможности и сосредоточиться на другом, не обязательно авиационном, рынке. После тщательных раздумий было решено смотреть на автопром. Окончательный вердикт о реализации такой идеи был вынесен осенью 1945 года.

Относительно небольшая группа конструкторов и техников во главе с главным инженером Гуннаром Юнгстремом начала подготовительные работы над первым прототипом проекта XP92 (внутреннее обозначение X9248) в Линчепинге, где в то время располагался автомобильный отдел.

Модель «Ольха» Переговоры о сотрудничестве с AB Nyköpings Automobilfabrik, которая собирала грузовики Chrysler, DeSoto, Plymouth, Fargo, а затем Škoda и Standard, не увенчались успехом, поскольку компания из Нючёпинга использовала рамное шасси. Через некоторое время Saab купила завод по сборке американских, французских, британских и чехословацких автомобилей и превратила его в свой дилерский центр.

Команда, не имеющая большого опыта работы в автомобилестроении, параллельно изучала общедоступные довоенные документы и литературу, но необходимой информации не дала. В общем, группе приходится всему учиться самой. В конце 1945 года по заказу Брора Бюрстрёмера были созданы первые эскизы и модели в масштабе 1:25.

Акцент сделан на более крупный автомобиль с колесной базой 2,75 м и длиной 4,5 м, но с сопротивлением воздуха вдвое меньше, чем у конкурентов. Так, в апреле 1946 года на свет появилась деревянная (ольховая) модель в натуральную величину, которая была покрыта черной обувной краской.

Летом того же года с помощью специалистов местной компании Thorells Kylarfabrik была создана металлическая модель — она состоит из стальной оболочки толщиной 1,2 мм и деревянного каркаса. Оказалось, что фюзеляж недостаточно прочен, поэтому от идеи большого заднего стекла и крышки багажника пришлось отказаться. Специалисты Aktiebolaget Svenska Järnvägsverkstäderna (ASJ) уже занимаются покраской. Пилотная машина изначально должна быть синей, но почему-то она оказывается черной.

14 мастеров собирают автомобиль в основном вручную, используя деревянные формы для самонесущего кузова. Интересно, что из всех членов команды водительские права есть только у двоих — Юнгстрем и летчик-испытатель Рольф Мельде. Готовая машина с регистрационным номером Е14783 подвергалась интенсивным испытаниям с конца лета 1946 года и в обстановке полной секретности, на узких дорогах, черных лесных тропах, в пыли и снегу, будь то ранним утром на рассвете или поздней ночью. Идея не в том, чтобы привлечь внимание. В первой серии испытаний машина проехала около 50 000 км.

001 Saab 92 Aerodynamics отличается аэродинамическим двухдверным кузовом, разработанным промышленным дизайнером Саассоном, поперечно расположенным двигателем и передним приводом. Конструктивно автомобиль опередил свое время на три десятилетия, когда такая концепция стала преобладать среди массовых автомобилей.

Saab также стал одним из немногих автомобилей, разработанных с использованием аэродинамической трубы. С моделью 1:10 удается добиться очень низкого коэффициента сопротивления воздуха (0,32) – такими показателями могут гордиться даже современные новинки.

Кроме того, автомобиль отвечает многим требованиям безопасности. Например, корпус сделан так, чтобы поглощать большую часть энергии при ударе, чтобы максимально защитить экипаж. Сзади наконец появляются два окошка, хотя и небольшого размера. Доступ в багажное отделение возможен только изнутри.

Генеральный менеджер Свен Оттербек сформулировал требования следующим образом: «Автомобиль должен быть легким, аэродинамическим и вмещать до 4 человек. Кроме того, цена автомобиля должна была быть низкой, так как и Швеция, и остальная Европа сильно обеднели после войны. Рекомендованная цена 3200 шведских крон.

Всего 20 лошадиных сил и 30-литровый бак, Saab 92001 приводится в движение 652-кубовым двухтактным двухцилиндровым двигателем DKW с жидкостным охлаждением, чугунным блоком и алюминиевой головкой. Комплекс со степенью сжатия 5,8:1 обеспечивает максимальную мощность 20 л.с. при 3500 об/мин и развивает крутящий момент 57 Нм при 2300 об/мин. Крутящий момент передается через трехступенчатую механическую коробку передач.

Аккуратный каплевидный Saab весом 765 кг получает необычный профиль, напоминающий в сечении крыло. Шасси с торсионной полностью независимой подвеской имеет колесную базу 2470 мм и габаритные размеры: 3980 х 1670 х 1430 мм. Сообщается, что максимальная скорость автомобиля составляет 110 км/ч.

«Поскольку форма автомобиля позволяет экономить до 100 литров топлива в год, его лягушачий вид полностью оправдан», — говорит Гуннар Юнгстрём. Топливный бак на 30 литров расположен под капотом позади двигателя. Салон с трехспицевым рулем получил необычный для тех лет бежевый цвет.

Еще три версии В июне 1947 года Saab 92001 был представлен профильным журналистам, и очень скоро появились еще три модификации (002, 003 и 004), уже отличавшиеся внешне. Дизайнеры перекрасили переднюю крышку, вдохновившись американскими автомобилями.

После множества изменений родилась серийная версия, а прежние фары VW Beetle были заменены на оригинальные. Следующие три прототипа также были представлены в том же 1947 году, пройдя в общей сложности 280 тыс. км испытаний.

Собственный чуть более мощный двигатель Saab объемом 764 куб. см стал доступен в начале 1948 г. В следующем сезоне появилась косметически модифицированная версия, а фактическое серийное производство Type 92 началось в декабре 1949 г. При мощности 18 л.с. и все равно всего на трех передачах автомобиль разгоняется до 105 км/ч, чему способствует отличная аэродинамика (Сх 0,35).

https://autoinstruction.ru/Saab/9-5/YS3E - Инструкция и руководство для техобслуживания легкового автомобиля Saab 9-5.